я

Грозы, дожди...

Мда...
Все заметили, что Путин въезжал в Кремль по совершенно пустым улицам Москвы... На всём протяжении от набережной бывшего района Собачей площадки до Софийской -- ни одного прохожего, только плотное оцепление, охрана, придворные чиновники и депутаты -- вот мир, в котором приходится вариться нынешней публичной власти...
Вспоминаются описания въезда Государя в Престольную столицу для венчания, многодневные коронационные торжества, проходившие при живейшем участии Императорской Фамилии и народа, многочисленных гостей. Так правили Боговенчанные Государи Всероссийские...
Николай Первый вообще ко дню рождения Августейшей Супруги Своей открывал кадетам доступ в парк Александрию и приказывал окон при этом в Коттедже, где жил в то время с Семьёй, не закрывать и не занавешивать -- все могли убедиться в неподдельной идиллии многочисленного семейства и прочности власти. Прогулочный маршрут Императора по городу знали все. После покушений на Александра Второго такую практику пришлось прекратить и вкорне пересмотреть вопросы охраны, в результате чего и появилась нынешняя схема полной зачистки и контроля над территорией, на которой появляется охраняемое лицо. Но даже в этой ситуации Императоры понимали, что если в такие важные моменты жизни, как корорнация, они будут окружены только придворными, то престиж их власти в глазах народа теряется. Подобное поведение всегда справедливо считалось презрением к окружающим пополам со страхом перед ними... Всегда находилось достаточное количество лояльных подданных, которые "делали картику" и оживляли своим неподдельным восторгом мертвечину официоза.
Да и сегодня Королеву Нидерландов нет-нет да и встретишь в магазинчике -- пришла за свежим хлебом...

Collapse )
я

Памяти удивительной женщины и Актрисы

Не зря, не даром все прошло. 
Не зря, не даром ты сгорела, 
Коль сердца твоего тепло 
Чужую боль превозмогло, 
Чужое сердце отогрело. 
Вообрази - тебя уж нет, 
Как бы и вовсе не бывало, 
Но светится твой тайный след 
В иных сердцах... Иль это мало - 
В живых сердцах оставить свет?

Автор этого снимка фотохудожник Валерий Плотников хотел оставить нам на память лицо Антонины Николаевны Шурановой, освещённое в четыре утра самым первым лучом восходящего над Зимней канавкой солнца. Валерий говорит: "Рядом с ней менялся мир!"

Collapse )

я

Зимний дворец. Зал №12

На первом этаже северо-западного ризалита Зимнего дворца по планам Растрелли 1750х годов на месте нынешнего зала № 12 не было жилых помещений. Здесь размещалась передняя одного из подъездов со стороны Невы (от неё-то и остались опорные столбы и сводчатые потолки в залах номер 12 и 13).
При возобновлении дворца после всё, кроме самих стен, пожравшего грандиозного пожара 1837 года Александр Павлович Брюллов создаёт здесь, в Четвёртой запасной половине, комнаты для дочерей Императора Николая Первого. Эту гостиную залу замечательный архитектор оформил в стиле готического храма. Наш "трижды романтический Император" отдавал такой манере исполнения явное предпочтение. О, чудо! Именно этот зал сохранил и сейчас архитектуру Брюллова!
В коллекции Русского музея Императора Александра Третьего сохранилось уникальное изображение этого помещения сделанное в 1840е годы не кем-нибудь, а будущим адмиралом Фёдором Осиповичем Юшковым, участником обороны Севастополя и защиты Кронштадта, который был весьма разносторонней и одарённой личностью!
Вот оно.
На выходе из зала виднеются синие стены библиотеки Великих Княжон, в это же время оформленной Брюлловым, изображения которой мне не известны.
Collapse )
я

Вопросы, вопросы...

Меня всегда смущали некоторые странные, на мой взгляд, изображения Кремля.
Почему Васнецов вместо знаменитых "ласточкиных хвостов" на стенах Московского Кремля XVII века изображал навесные машикули? Вот хрестоматийные работы Аполлинария Васнецова:

Collapse )
я

О маскировке Кремля и Красной площади

В связи с налётами фашистской авиации в 1941 году для дезориентирования вражеских пилотов был, разумеется, разработан проект маскировки наиболее важных объектов города Москвы и, конечно, Кремля. Он предусматривал светомаскировку, снятие крестов, укрытие звёзд, раскрашивание крыш, куполов соборов, площадей и тротуаров имитирующими постройки рисунками, ложные зелёные насаждения, бутафорские постройки, изменение вида имеющихся строений за счёт создания ложных рисованых фасадов, или наложением объёмных построек.
Эскиз маскировки стен Кремля был разработан знаменитым Иофаном. Вот он:

maskirovka_kremla-
можно увеличить до очень большого размера
Collapse )
я

Зимний дворец. Залы №17-18

Имеются сведения о том, что здесь располагалась "мыльня" ВК Александра Павловича, впоследствии ставшего Императором Александром Первым, покои которого в Зимнем Дворце были подарены Екатериной Второй и располагались в бельэтаже выше этажом. А это историческое помещение было построено на первом этаже северозападного ризалита для Императора Николая Первого и использовалось им в качестве Малого кабинета и спальни. Обстановка здесь всегда была самая простая, а на стенах висели батальные картины и портреты членов семьи.
"В зимние дни, в 7 часов утра, проходившие по набережной мимо Зимнего дворца могли видеть Государя, сидящего в Кабинете за письменным столом... читающего, подписывающего и перебирающего целые вороха лежащих перед ним бумаг," - писал современник. Позже Государь предпочитал этот кабинет всем другим помещениям и полностью туда переселился.

акварель Ухтомского

Сейчас в него можно войти через зал №16 (проход сделан в советское время), то есть со стороны детской половины, в которую, в свою очередь, мы попадаем через сохранившийся Брюлловский коридор. Во времена Императора Николая Павловича в кабинет попадали из приёмной (теперь она входит в пространство зала №17, разделяющая их стена убрана при реконструкции в советское время) и современных залов №18 и 19, связанных со Светлым коридором, объединявшим на первом этаже эти помещения с караульной гауптвахтой и Салтыковским подъездом.

Collapse )
я

Трижды романтический Император

В январе 1821 года при дворе прусского короля Фридриха-Вильгельма III в Берлинском Городском замке в честь путешествующих по Европе Великого Князя Николая Павловича и его молодой супруги Великой Княгини Александры Фёдоровны (дочери короля) было устроено развлечение. Принцы, принцессы и высшая европейская аристократия демонстрировали костюмированные «живые картины» (tableaux vivants), песни и танцы на тему очень популярной в те времена романтической восточной повести Томаса Мура «Лалла Рук». В главных ролях заняли Великокняжескую Чету: Лаллу Рук представляла ВК Александра Фёдоровна, а принца Алириса – ВК Николай Павлович. И не спроста. Сам будущий Император Николай Павлович, наподобие Тохаристанского наследника (о чём, собственно, и повествует подзабытое ныне творение Мура), в своё время отправился «инкогнито» сопровождать из Пруссии свою невесту на новую Родину. В том числе по этой причине все знали Александру Фёдоровну как Лаллу Рук. Василий Андреевич Жуковский был очевидцем тех «картин» и дважды переводил части «Лаллы Рук» на русский язык, неизменно посвящая их августейшей супруге нашего Царя-рыцаря. «Милый сон, души пленитель, Гость прекрасный с вышины» -- писал Жуковский.

Е.И.В. Великий Князь Николай Павлович и Е.И.В. Александра Фёдоровна Всероссийские
в костюмах восточных героев 

Collapse )

я

Интересно...

Почему это в России самые бедные слои населения находят нужным обязательно купить себе самые дорогие электронные устройства? :)
Зачем заборы у нас делаются из дерева, а мебель в квартирах абсолютного большинства -- из опилок?
Отчего шить одежду у портного по своей собственной мерке много дешевле, чем купить готовый ширпотреб по явно завышенной цене? :)
"Умом Россию не понять..."