alexlimburg (alexlimburg) wrote,
alexlimburg
alexlimburg

К ежегодному Великорецкому Крестному ходу на Вятке


Икона мученика Бориса Талантова, написанная в Русской Зарубежной Церкви

Из обнаруженных в 2004 году работ Бориса Владимировича Талантова (1903-1971), сына священника Российской Православной Церкви, преподавателя Кировского (Вятка) политехнического института, осуждённого властями за критику в адрес МП РПЦ и советской власти и умершего в тюрьме, которые он пытался опубликовать в разных советских изданиях:

"С начала 1960 г. повсеместно было запрещено групповое паломничество верующих к местам, где раньше были часовни, церкви, монастыри, источники, почитаемые верующими отдельных районов или всей страны святыми местами. В дореволюционное время паломничество верующих было всеобщим явлением. Тысячи верующих из самых глухих уголков пешком и на всевозможном транспорте отправлялись: в Соловецкий монастырь, Киево-Печерскую лавру, Саровскую пустынь, на Афон и в Святую землю (Палестину).

Кроме того, в каждой области были свои святые места, куда по исторической традиции в определенные числа отправлялись тысячи паломников. В Вятской земле, ныне Кировской области, с 1460 г. ежегодно верующие-христиане с иконой Николы Великорецкого (иконы 1383 г.) отправлялись из г. Хлынова (позднее город Вятка, а с 1934 г. гор. Киров) в село Великорецкое на р. Великой. Эти ежегодные паломничества совершались с 3 июня по 10 июня (с 21 мая по 28 мая ст. ст.) и привлекали множество народа из Вятской и других областей. В 1910—1912 гг. в паломничестве принимало участие до 50 тысяч человек, когда в самом гор. Вятке проживало всего 54 тысячи человек. Это паломничество описано Герценом в произведении "Былое и Думы".


После революции крестные хода были фактически прекращены, но паломничество из гор. Кирова в с. Великорецкое совершались ежегодно беспрепятственно. Огромные массы верующих отправлялись от Серафимовской церкви гор. Кирова и со своими иконами медленно двигались к с. Великорецкому по тем дорогам, по которым в течение пяти столетий передвигались крестные хода с иконой Николы Великорецкого. (...)

С 1960 г., особыми постановлениями местных советов, это паломничество было запрещено; в том же году красивая часовня была взорвана, ключ огорожен высоким забором, а Преображенская церковь незаконно закрыта. 11 мая 1961 г. в 4 ч. утра интерьер этого памятника архитектуры был варварски разрушен.

Ежегодно, начиная с 1961 г., с 3 июня по 10 июня для борьбы с паломниками по всем дорогам от гор. Кирова (от Серафимовской церкви) в с. Великорецкое выставляются дружинники и милиция, которые, терроризируя население, храбро гоняются за стариками и старухами, забирают и штрафуют их только за то, что они тихо и мирно идут дорогой в с. Великорецкое. Борьба с паломничеством официально мотивируется тем, что оно, якобы, мешает сельхозработам. Между тем, не менее тысячи здоровых дружинников в течение целой недели бездельничали, гоняясь за стариками и старухами.

В местной газ. "Кировская Правда" перед началом паломничества, обычно, печаталась статья, в которой честные верующие-христиане назывались жуликами, обманщиками, шарлатанами. Так, 1 июня 1961 г., в этой газете была напечатана статья П. Смирнова "Дела паломнические". Автор писал, говоря о некоторых участниках паломничества: "Скажу одно -- все они крайне непорядочные, морально нечистоплотные люди".

Пристального внимания прокуратуры и милиции заслуживают и другие организаторы паломничества. Ведь нельзя смотреть сквозь пальцы, как Клепиковы и Серебряков, обходя советские законы, организуют церковную службу под открытым небом на пути из г. Кирова в село Великорецкое... Настала пора со всей решительностью выступить против паломничества"...

Итак, для борьбы с мирными паломниками мобилизовались большие отряды милиции и дружинников. Как же местные власти боролись с хулиганством?

В гор. Кирове имеется сад Степана Халтурина. В той же газ. "Кировская Правда" за 31 мая 1961 г. была напечатана статья А. Лиханова и Л. Шаромова "Дурную траву — из сада вон!". В статье читаем: "Вы пришли в сад Степана Халтурина. Но попробуйте пройти по любой аллее парка. Вас могут в любую минуту ударить по лицу, оскорбить, толкнуть, плюнуть на ваш костюм... Две-три группы хулиганов каждый вечер буквально терроризируют отдыхающих. Многие в воскресенье 28 мая 1961 г. стали невольными свидетелями того, как вела себя компания, а точнее шайка из тридцати-сорока подвыпивших мальчишек. Каждому из них лет шестнадцать-семнадцать. Но их много... У самого входа, на дороге, эти хулиганы прижали к забору парнишку... Из толпы по одному выскакивают хулиганы и по очереди бьют его... Рядом — народ, но никто не защитит парня от хулиганов. Идут офицеры, идут здоровые парни с заводов, идут студенты. Но они ничего "не видят"...
Хулиганы вышагивают не спеша, уверенно. Задирают то одного, то другого. То тут, то там — оплеуха, пощечина, удар в челюсть... Неужели никто не возмущался этой шайкой? Возмущались. Но тихонько, чтобы не услышали. Неужели среди тех, кто шел рядом, не было коммунистов, комсомольцев, дружинников, наконец, просто порядочных людей? Были, но они молчали... Кто же в этом виноват? Те, кто должен следить за порядком. Ничтожно мало в саду дружинников. Их было тут в воскресенье 28 мая только 36!" Итак, не менее тысячи дружинников в те дни было мобилизовано и расставлено по дорогам из гор. Кирова в с. Великорецкое для борьбы с паломниками, а вот для борьбы с хулиганами в единственном саду гор. Кирова дружинников и милиции не хватило. Дружинники очень храбро гонялись за стариками и старушками, все преступление которых состояло в том, что они под открытым небом Богу молились. По П. Смирнову — это тяжкое нарушение советских законов. Но когда в саду Степана Халтурина хулиганы избивали людей, то дружинники, коммунисты, комсомольцы и другие трусливо убегали от хулиганов.

Ясно, что фанатизм довел некоторых советских атеистов до крайней глупости.

Борьба с паломничеством посредством милиции — не только глупость, но и недопустимое ограничение гражданской свободы. Разве в нашей стране туристам запрещается ходить и ездить, поодиночке и целыми группами, в любое время года и по любым дорогам? На каком же основании верующие-христиане лишаются права путешествовать по своей стране?

Как же Московская Патриархия отнеслась к запрещению паломничества? Патриарх Алексий выпустил воззвание, в котором он прямо запрещал паломничество к святым местам. Епископ Кировский Иоанн (МП РПЦ) в своем угодничестве перещеголял даже атеистов в деле запрещения паломничества. В своем воззвании к верующим Кировской обл. 20 мая 1964 г. он утверждал, что, якобы, паломники, двигаясь из гор. Кирова в село Великорецкое, "подобно саранче уничтожают все посевы на своем пути". Справедливости ради следует сказать, что даже самые фанатичные атеисты такой глупой клеветы на верующих никогда не возводили..."

В ноябре 1966 г. группа верующих Кировской Епархии обратилась в Управление Московской Патриархии с жалобой на антицерковную деятельность еп. Иоанна и с настойчивой просьбой убрать недостойного архиерея с кафедры. В ответ на это представитель Московской Патриархии заявил, что еп. Иоанн останется на кафедре, ибо Совет по делам религий категорически не согласен на его смещение.

Вскоре, Талантов был арестован и изобличён как "клеветник на советский строй" (у Бориса Владимировича было несколько достаточно фундаментальных работ, описывающих и критикующих моральные и экономические основы политики СССР и МП РПЦ).

Память о Борисе Владимировиче бережно хратинся на Вятке. РПЦЗ прославила его как новомученика.

Любимый верующими и духовенством Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф, более 30 лет управлявший епархией и скончавшийся в фактической опале в 2011 году, тоже очень тепло относился к памяти Талантова. Преосвященный Владыка, имевший в молодости отношение и к митрополиту Никодиму, и к нынешнепу главе МП, со временем разобрался в чём дело и, любя Церковь, много свидетельствовал о реальном положении дел, деятельности МП, Совета по делам религии, спецслужб и т. п. Некоторые его интервью запрещали, а после избрания нынешнего Главы РПЦ, Владыка Хрисанф подвергся полной обструкции...

После смерти высокопреосвященного Хрисанфа при новом руководстве епархии настоятель кафедрального Собора покончил жизнь самоубийством, разогнан великолепный архиерейский хор, повышены цены на требы...

Tags: Вятка, Талантов, Церковь, безвременье
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment